Навигация

Последние новости

Copyrights @ 2003-2017: Центр развития ребенка Планета Монтессори. Создание сайта WebProfy.com.ua

Сравнение Монтессори образования и Традиционного

Мы приглашаем Вас к разговору о дошкольном воспитании и образовании. Почему дошкольном? Да потому, что 80% информации и ощущений ребенок получает в возрасте до 6 лет, в этот же период происходит закладка основных черт характера ребенка.

Советская педагогика, в том числе и дошкольная, что бы не декларировалось,  реально исходила из того, что ее задачей является формирование желаемого поведения ребенка (в будущем он должен думать и делать как все, голосовать единогласно). Современное общество кардинально изменилось. Больше ценятся индивидуальные качества  человека, его активность, решительность, работоспособность, а система образования осталась такой же, как и была. В частном детском саду, правда, сегодня могут предложить специального педагога, который будет заниматься умственным развитием Вашего ребенка. Но оправданно ли это? И нужно ли ребенку? Это тоже выполнение чуждой воли, действия по чужому шаблону, а в итоге лишение ребенка всякой индивидуальности, только в более завуалированной форме.

Как же быть в такой ситуации, спросите Вы? Ответ на этот и многие другие вопросы современного образования и воспитания можно найти, если обратиться к педагогической системе Марии Монтессори. Несмотря на то, что европейские страны пользуются этой системой вот уже более 100 лет, до сих пор еще никто в целом мире не создал альтернативы этой глубоко продуманной, четкой, общеразвивающей системе, не дал миру такого уникального  обучающего  материала, как Монтессори-материалы.

Главное, из чего исходила М. Монтессори (итальянский философ, врач, педагог), это то, что программа развития уже заложена в ребенке самой природой (так же как появление первого зуба, первого слова и шага) – сравните, традиционная методика считает ребенка чистым листом, на котором как напишешь, так и будет, только кто напишет?

У ребенка нет другой цели, кроме стремления улучшить себя. Никто не будет вместо него адаптироваться к окружающей жизни и именно для этого ребенок развивает свои возможности, решает встающие перед ним проблемы. Нам, взрослым, надо только дать ему возможность развить собственную психику и интеллект.

Сегодня уже никто не сомневается,  что малыш развивается быстрее и лучше если может действовать самостоятельно с самого нежного возраста. Родителей в этом смущает два обстоятельства. Во-первых, ребенок может что-то испортить или сам пораниться. Во-вторых, вечная спешка, в которой мы сегодня живем.   Родителям некогда ждать когда родное чадо хотя бы само оденется. Проще это сделать за него. И делаем. А у ребенка совсем другой ритм жизни. Наши дела не кажутся ему важными и срочными.  Малыш живет тем, что происходит с ним здесь и сейчас. Если зайти в обычную группу детского сада, то легко можно заметить, что все, что может стать предметом деятельности ребенка, надежно от него спрятано в закрытых шкафчиках. Воспитатель может выдать ребенку игрушку, а может и не выдать. Практически ни о чем другом и речи не идет. И такой порядок оправдан, потому, что в рамках традиционных методик приучить ребенка к порядку можно только жесткими ограничениями. Конечно, хороший воспитатель займет ребенка, организовав игру, чтение книг, изготовлением аппликаций, игрушек, а для старших – настоящий урок математики или языка за партами, как в школе. Развивает ли все это самостоятельность и интеллект ребенка или послушание и умение действовать по шаблону. Вопрос риторический, но можно ли по другому? Ведь ребенок так неловок и ему так трудно самостоятельно научится правильно действовать в тех или иных ситуациях.

Тем не менее, в группах, работающих по методике Марии Монтессори, удается многое решить по-другому. Здесь дети стирают, гладят, моют посуду и даже чистят ботинки. Дети не играют в стирку и глажку, а действительно делают эти запрещенные мамами работы. У них настоящие тазики для стирки, настоящие испачканные во время завтрака салфетки, платки, и мыло вполне настоящее. Научившись всему этому и обретя независимость они с минимальной помощью воспитателя переходят к работе с математическими и языковыми Монтессори-материалами. В таких группах действует незыблемый принцип: «Помоги мне сделать это самому».

Вот малыш рассыпал что-то на полу. Сам взял совок и щетку и подметает. «Ты еще маленький», — этим любимым взрослым аргументом его пытается остановить девочка. «Я не маленький, не маленький», — цедит сквозь зубы мальчишка. Может быть сегодня в нем проснулась не только самостоятельность, но и самоуважение и ответственность. Как порою нам не хватает этого во взрослой жизни. Пусть первый раз все получилось не идеально, но ребенок учится и гораздо быстрее, и лучше, чем взрослый, который рискует, не получив таких навыков в детстве так и остаться неумехой, у которого все из рук валится.

Важно и то, что выжимая тряпку или намазывая на щетку крем для чистки обуви ребенок осваивает новые для себя движения и много раз возвращаясь к такой работе, он делает ее все точнее и увереннее, готовя свою руку к движениям более сложным, необходимым при письме. Малыш пока не боится быть смешным, он боится, что взрослый остановит его, грубо разрушит его работу и отобьет к ней всякий интерес. А если этого страха нет, то со временем у малыша возникает интерес к самостоятельной работе, он обретает навык выбирать и планировать ее. У ребенка появляется внутренний мотив к деятельности и творчеству.

Конечно, с таким ребенком труднее, он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснять каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре со взрослым.

Конечно, с таким ребенком проще, он не только уважает себя, но и других людей, хорошо знающих свое дело. Он способен делать поражающие взрослых открытия и сотрудничать с ними.

НЕКОТОРЫЕ   СРАВНЕНИЯ  МОНТЕССОРИ — ОБРАЗОВАНИЯ И  ТРАДИЦИОННОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОНТЕССОРИ

ТРАДИЦИОННОЕ

Главное внимание уделяется формированию мыслительных структур и социальному воспитанию Главное внимание уделяется усвоению правил и социальному воспитанию
Учитель не занимает жесткой позиции в классе, ребенок — активный участник собственного учения Учитель в классе активен, доминирует, ребенок является пассивным участником процесса обучения
Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины Учитель действует как главный создатель регулируемой извне дисциплины
Все объяснения, индивидуальные и групповые приспосабливаются к особенностям каждого ребенка Все объяснения, индивидуальные и групповые, соответствуют стилю обучения взрослого
Разновозрастные группы Одновозрастные группы
Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу Основная часть обучения производится учителем, и взаимодействие учащихся порицается
Ребенок выбирает себе работу исходя из собственных интересов и способностей Ребенку предлагается расписание занятий, не учитывающее его интересов
Ребенок формирует собственные понятия с помощью самообучающих материалов Понятия даются ребенку учителем
Ребенок занимается выбранным делом столько, сколько ему необходимо Ребенку дается ограничен­ное время для работы
Ребенок сам определяет темп усвоения материала Темп усвоения материала определяется нормами или учителем
Ребенок самостоятельно находит ошибки при помощи «обратной связи», предоставляемой материалами Учитель указывает на ошибки
Обучение имеет внутреннюю мотивацию в самой деятельности ребенка и ощущении успеха Обучение мотивируется извне повторением правил и системой наказаний и поощрений
Материал, развивающий ощущения и восприятие, дающий возможность для практического манипулирования Очень мало материала для развития сенсорики и практических действий
Упорядоченная программа для обучения уходу за собой и своим окружением Мало внимания навыкам самообслуживания
Ребенок может работать там, где ему удобно, двигаться и общаться (не мешая другим), групповая работа ведется по желанию Ребенок имеет жестко определенное место, побуждается сидеть смирно и слушать во время групповой работы
Упорядоченная программа для родителей по освоению Монтессори-философии.

Родители — равноправные партнеры в образовательном процессе.

Родители участвуют в процессе образования только материально и как подсобные рабочие.

Оставить комментарий