О закаливании детей
Всем ...30.05.2013
30.05.2013
30.05.2013
30.05.2013
Copyrights @ 2003-2017: Центр развития ребенка Планета Монтессори. Создание сайта WebProfy.com.ua
Мы приглашаем Вас к разговору о дошкольном воспитании и образовании. Почему дошкольном? Да потому, что 80% информации и ощущений ребенок получает в возрасте до 6 лет, в этот же период происходит закладка основных черт характера ребенка.
Советская педагогика, в том числе и дошкольная, что бы не декларировалось, реально исходила из того, что ее задачей является формирование желаемого поведения ребенка (в будущем он должен думать и делать как все, голосовать единогласно). Современное общество кардинально изменилось. Больше ценятся индивидуальные качества человека, его активность, решительность, работоспособность, а система образования осталась такой же, как и была. В частном детском саду, правда, сегодня могут предложить специального педагога, который будет заниматься умственным развитием Вашего ребенка. Но оправданно ли это? И нужно ли ребенку? Это тоже выполнение чуждой воли, действия по чужому шаблону, а в итоге лишение ребенка всякой индивидуальности, только в более завуалированной форме.
Как же быть в такой ситуации, спросите Вы? Ответ на этот и многие другие вопросы современного образования и воспитания можно найти, если обратиться к педагогической системе Марии Монтессори. Несмотря на то, что европейские страны пользуются этой системой вот уже более 100 лет, до сих пор еще никто в целом мире не создал альтернативы этой глубоко продуманной, четкой, общеразвивающей системе, не дал миру такого уникального обучающего материала, как Монтессори-материалы.
Главное, из чего исходила М. Монтессори (итальянский философ, врач, педагог), это то, что программа развития уже заложена в ребенке самой природой (так же как появление первого зуба, первого слова и шага) – сравните, традиционная методика считает ребенка чистым листом, на котором как напишешь, так и будет, только кто напишет?
У ребенка нет другой цели, кроме стремления улучшить себя. Никто не будет вместо него адаптироваться к окружающей жизни и именно для этого ребенок развивает свои возможности, решает встающие перед ним проблемы. Нам, взрослым, надо только дать ему возможность развить собственную психику и интеллект.
Сегодня уже никто не сомневается, что малыш развивается быстрее и лучше если может действовать самостоятельно с самого нежного возраста. Родителей в этом смущает два обстоятельства. Во-первых, ребенок может что-то испортить или сам пораниться. Во-вторых, вечная спешка, в которой мы сегодня живем. Родителям некогда ждать когда родное чадо хотя бы само оденется. Проще это сделать за него. И делаем. А у ребенка совсем другой ритм жизни. Наши дела не кажутся ему важными и срочными. Малыш живет тем, что происходит с ним здесь и сейчас. Если зайти в обычную группу детского сада, то легко можно заметить, что все, что может стать предметом деятельности ребенка, надежно от него спрятано в закрытых шкафчиках. Воспитатель может выдать ребенку игрушку, а может и не выдать. Практически ни о чем другом и речи не идет. И такой порядок оправдан, потому, что в рамках традиционных методик приучить ребенка к порядку можно только жесткими ограничениями. Конечно, хороший воспитатель займет ребенка, организовав игру, чтение книг, изготовлением аппликаций, игрушек, а для старших – настоящий урок математики или языка за партами, как в школе. Развивает ли все это самостоятельность и интеллект ребенка или послушание и умение действовать по шаблону. Вопрос риторический, но можно ли по другому? Ведь ребенок так неловок и ему так трудно самостоятельно научится правильно действовать в тех или иных ситуациях.
Тем не менее, в группах, работающих по методике Марии Монтессори, удается многое решить по-другому. Здесь дети стирают, гладят, моют посуду и даже чистят ботинки. Дети не играют в стирку и глажку, а действительно делают эти запрещенные мамами работы. У них настоящие тазики для стирки, настоящие испачканные во время завтрака салфетки, платки, и мыло вполне настоящее. Научившись всему этому и обретя независимость они с минимальной помощью воспитателя переходят к работе с математическими и языковыми Монтессори-материалами. В таких группах действует незыблемый принцип: «Помоги мне сделать это самому».
Вот малыш рассыпал что-то на полу. Сам взял совок и щетку и подметает. «Ты еще маленький», — этим любимым взрослым аргументом его пытается остановить девочка. «Я не маленький, не маленький», — цедит сквозь зубы мальчишка. Может быть сегодня в нем проснулась не только самостоятельность, но и самоуважение и ответственность. Как порою нам не хватает этого во взрослой жизни. Пусть первый раз все получилось не идеально, но ребенок учится и гораздо быстрее, и лучше, чем взрослый, который рискует, не получив таких навыков в детстве так и остаться неумехой, у которого все из рук валится.
Важно и то, что выжимая тряпку или намазывая на щетку крем для чистки обуви ребенок осваивает новые для себя движения и много раз возвращаясь к такой работе, он делает ее все точнее и увереннее, готовя свою руку к движениям более сложным, необходимым при письме. Малыш пока не боится быть смешным, он боится, что взрослый остановит его, грубо разрушит его работу и отобьет к ней всякий интерес. А если этого страха нет, то со временем у малыша возникает интерес к самостоятельной работе, он обретает навык выбирать и планировать ее. У ребенка появляется внутренний мотив к деятельности и творчеству.
Конечно, с таким ребенком труднее, он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснять каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре со взрослым.
Конечно, с таким ребенком проще, он не только уважает себя, но и других людей, хорошо знающих свое дело. Он способен делать поражающие взрослых открытия и сотрудничать с ними.
МОНТЕССОРИ |
ТРАДИЦИОННОЕ |
Главное внимание уделяется формированию мыслительных структур и социальному воспитанию | Главное внимание уделяется усвоению правил и социальному воспитанию |
Учитель не занимает жесткой позиции в классе, ребенок — активный участник собственного учения | Учитель в классе активен, доминирует, ребенок является пассивным участником процесса обучения |
Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины | Учитель действует как главный создатель регулируемой извне дисциплины |
Все объяснения, индивидуальные и групповые приспосабливаются к особенностям каждого ребенка | Все объяснения, индивидуальные и групповые, соответствуют стилю обучения взрослого |
Разновозрастные группы | Одновозрастные группы |
Дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу | Основная часть обучения производится учителем, и взаимодействие учащихся порицается |
Ребенок выбирает себе работу исходя из собственных интересов и способностей | Ребенку предлагается расписание занятий, не учитывающее его интересов |
Ребенок формирует собственные понятия с помощью самообучающих материалов | Понятия даются ребенку учителем |
Ребенок занимается выбранным делом столько, сколько ему необходимо | Ребенку дается ограниченное время для работы |
Ребенок сам определяет темп усвоения материала | Темп усвоения материала определяется нормами или учителем |
Ребенок самостоятельно находит ошибки при помощи «обратной связи», предоставляемой материалами | Учитель указывает на ошибки |
Обучение имеет внутреннюю мотивацию в самой деятельности ребенка и ощущении успеха | Обучение мотивируется извне повторением правил и системой наказаний и поощрений |
Материал, развивающий ощущения и восприятие, дающий возможность для практического манипулирования | Очень мало материала для развития сенсорики и практических действий |
Упорядоченная программа для обучения уходу за собой и своим окружением | Мало внимания навыкам самообслуживания |
Ребенок может работать там, где ему удобно, двигаться и общаться (не мешая другим), групповая работа ведется по желанию | Ребенок имеет жестко определенное место, побуждается сидеть смирно и слушать во время групповой работы |
Упорядоченная программа для родителей по освоению Монтессори-философии.
Родители — равноправные партнеры в образовательном процессе. |
Родители участвуют в процессе образования только материально и как подсобные рабочие. |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Нет комментариев